Одним из путей повышения научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства учителя является организация методической работы.
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в школе является одним из важнейших критериев оценки ее деятельности. Методическая работа – это система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всесторонне повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников.
Таким образом, непосредственной целью методической работы в школе является рост педагогического мастерства учителя и педагогического коллектива, а значит, она является особым и очень важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров народного образования. Ее преимущества перед другими формами педагогической квалификации учителя определяются следующими факторами:
1. методическая работа в школе носит относительно непрерывный характер.
2. повышение квалификации и мастерства учителей непосредственно в школе позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методической работы с проблемами , ходом и результатами реально учебно-воспитательного процесса.
3. появляется возможность глубоко, в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных учителей, выявлять недостатки и затруднения в их деятельности, а также прогрессивные тенденции, ростки передового опыта.
4. методическая работа в школе проходит в живом, конкретном, развивающемся педагогическом коллективе, единство и сплоченность которого создают особенно благоприятные условия для организации методической работы. Коллективная разработка в школе актуальных педагогических, психологических и иных проблем позволяет коллективам школ добиваться заметных практических, а порой и научных результатов.
Задачами методической работы в школе является:
1. изучение вопросов теории методики преподавания иностранного языка, нормативных документов МО РФ;
2. сплочение педагогического коллектива, выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций и т.д.;
3. анализ конкретного учебно-воспитательного процесса и его результатов;
4. предупреждение и преодоление недостатков в педагогической деятельности учителей;
5. выявление, обобщение и распространение внутри школьного передового опыта, обмен ценными педагогическими находками;
6. приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно- экспериментальной работе по актуальным проблемам школы;
7. формирование и развитие индивидуально-неповторимой и эффективной системы педагогической деятельности конкретного учителя.
Правильная постановка задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств решения этих задач. Главным из этих средств выступает содержание методической работы в школе.
Мы полагаем, что сегодня правомерно говорить о следующем комплексе источников методической работы в школе:
1. документы о народном образовании, дающие общую целевую ориентацию всей методической работы.
2. новые и усовершенствованные учебные планы, учебные программы , учебники и пособия, заставляющие расширять, обновлять традиционное содержание методической работы.
3. достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогических исследований, включение которых в содержание методической работы повышает ее научный уровень.
4. инструктивно-методические документы органов народного образования по вопросам методической работы в школе.
5. Информация о передовом, новаторском и массовом опыте реализации школьной реформы, организации методической работы в школах.
6. Данные конкретного состояния учебно-воспитательного процесса в конкретной школе, качество знаний, умений и навыков, уровня воспитанности и развитости учащихся, помогающие выявлять первоочередные для данной школы темы и проблемы методической работы и самообразования.
Исходя из конкретных условий работы МО «Общеобразовательный лицей№17, можно выделить следующие направления содержания методической работы учителей иностранного языка:
-методическая подготовка учителей. Она связана с освоением и углубленным изучением новых программ и учебников, опережающим изучение новых тем и разделом программы; с повышением квалификации учителей в области методики преподавания иностранного языка. Эту служит работа по темам по самообразованию.
- использование передовых образовательных технологий в преподавании иностранного языка.
- систематический контроль, позволяющий изучать состояние учебной работы по иностранному языку, деятельность учителей по выполнению государственных программ, определять уровень знаний, умений и навыков учащихся.
- организация внеклассной работы, которая способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений, расширению их кругозора и общеобразовательного уровня.
В нашем лицее стали традиционными такие мероприятия, как «Рождественские вечера», «День Святого Валентина», праздники «Мой первый успех».
- пропаганда передового педагогического опыта. Наши учителя участвуют в работе конференций, организуют методические семинары для преподавателей города и области, публикуют статьи в различных педагогических изданиях.
Для осуществления организации эффективной методической работы необходимо создание следующих условий:
- организационно-педагогических;
- морально-психологических;
- материальных;
- санитарно-гигиенических.
В нашем лицее администрация вместе с руководителем МО иностранного языка координирует все внутри школьные и городские мероприятия, оптимальность учебной нагрузки и общественных поручений, равномерную загруженность учителя по дням недели и в течение года – все, что, в конечном счете, сводится к экономии времени учителя. Большое внимание администрация школы уделяет созданию материальной базы. Профессиональное совершенствование учителя невозможно без хорошего предметного кабинета. В нашем лицее 5 кабинетов иностранного языка, имеющих хорошее материальное обеспечение: магнитофоны, карты, таблицы, раздаточный материал, компьютер. В лицее есть специальный кабинет, где любой преподаватель может провести урок с использованием ИКТ(11 компьютеров, интерактивной доски ,радио пультов для голосования ACTIVote, выхода в интернет). Во всех кабинетах собран большой дидактический материал, учебники и учебные пособия. Упорядоченность и систематизация материалов позволяет учителю именно в кабинете готовиться к урокам, продумывать индивидуальный подход к каждому ученику.
Мы считаем, что взаимосвязь условий и результата такова, что творческая методическая работа коллектива возникает только при благоприятном климате, отсутствии конфликтов, чувства гордости за школу, а возникнув, творческое состояние коллектива исключает возникновение негативных явлений.
Результаты методической работы важно рассматривать только в связи с изменениями динамики главных итоговых результатов всего педагогического процесса в школе, т.е. с уровнем образованности, воспитанности и развития школьников, с положительными сдвигами в уровне этих показателей.