Вторник, 23.04.2024, 09:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Захарьиной О. В., Лицей № 17 г. Северодвинска Архангельской обл.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения, письма. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.  Коммуникативный подход предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуативной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются и усваиваются не как «формы» и «структуры», а как средства выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений. Необходимо создавать условия для показа изучаемой формы и конструкции как динамической единицы, играющей вполне определенную функционально-коммуникативную роль в общении и выражении мысли. Такими условиями являются речевые ситуации, типичные для употребления изучаемых явлений в среде носителей языка. Таким образом, коммуникативный подход в обучении грамматике предполагает создание новых типологий упражнений и заданий, необходимых для реализации учебных действий. Языковые и речевые подготовительные упражнения помогают овладевать «техникой иностранного языка», но такие действия снижают мотивацию учащихся. Поэтому необходима интеграция таких  упражнений с коммуникативными заданиями в один урок. Также желательно их преобразование в проблемные и творческие задания в виде кроссвордов, лото и т. д.

 Однако такой подход не исключает этап предкоммуникативной языковой практики, что позволяет учащимся осмыслить речевые действия со стороны их формы, содержания и цели. Именно в ходе выполнения учебных действий формируются три компетенции: языковая, речевая и коммуникативная, обеспечивающие участие в реальном общении в рамках целей обучения. Оптимальное соотношение времени на формирование языковой компетенции – 20 -25%, речевой -  20 – 25%, коммуникативной - 50 – 60% . Исходя из этого, можно определить следующие этапы формирования грамматических навыков:

I.                    Ознакомление.

1) подготовительный. (Показ, объяснение). Например:   

- Сравните употребление форм глагола в следующих ситуациях и скажите, по какому принципу они противопоставлены.

- Найдите в тексте грамматические явления, которые выражают будущие действия.

          - Определите значение грамматической формы в приведенных ситуациях.

2) элементарный. (Механические упражнения в подстановке и имитации). Например:

 - Скажите, что вы делали то же самое, если это соответствует действительности.

 - Заверьте собеседника, что он ошибается.

 - Выразите уверенность, удивление по поводу высказывания вашего товарища.

  - Выучите стихотворение, песню.

  - Составьте предложения с помощью таблицы.

  - Составьте  диалог  по аналогии.

  - Закончите предложения по образцу.

  - Составьте предложения из слов, данных вразбивку.   

        II. Тренировка.

3) совмещающий. (Некоммуникативные тренировочные задания на трансформацию). Например:

     - Замените выделенные слова.

     - Расскажите  о том, что  вы не сделали вчера, но сделали сегодня.

     - Дайте начало следующих диалогов.

     - Опровергните высказывания и дополните их.

     - Измените ситуацию так, чтобы в ней можно было использовать другую грамматическую форму.

     - Выберите правильную форму глагола из нескольких предложенных.

     - Измените время (залог, наклонение, лицо) глагола.

     - Перескажите текст, употребляя указанные грамматические формы.

4) систематизирующий. (Условно-речевые упражнения). Например:

     - Прослушайте и скажите, почему это произошло.

     - Заполните пропуски и выразите свое отношение к этому.

     - Составьте диалог по определенной функциональной схеме.

5) комбинирующий. ( Интерференция: проверка готовности функционировать в новых условиях). Например:

     - Выбери нужную грамматическую форму.

     - Игровые упражнения.

 III.    Речевая практика.

6) речевые упражнения. Например:

     - Придумайте логическое завершение рассказа.

     - Проведите экскурсию

     - Возьмите интервью.

     - Вы – оптимист, (пессимист).

     - Дайте рекомендации.

     - Сделайте рекламу.

  Наиболее важными являются четвертый, пятый и шестой этапы. Именно на четвертом этапе начинается распределение внимания между формой и содержанием.  Ему следует уделять как можно больше внимания, поскольку многие формальные упражнения учебника легко переделать в «коммуникацию с подстраховкой», не усложняя языковых задач. Тем самым интенсифицируется учебный процесс, не нарушая принципов доступности и преемственности.

 Специфика пятого этапа в намеренном создании условий для интерференции и проверки готовности навыка функционировать в таких условиях. Одна из типичных ошибок преподавателей – это несвоевременный переход к заданиям пятого этапа, когда навык еще не прошел достаточную отработку на четвертом этапе. Основа автоматизации навыка – преодоление изолированных трудностей при наличии коммуникативных задач.

 Шестой этап, принадлежащий к этапу речевой практики, отличается от пятого прежде всего тем, что учебная задача использования конкретного языкового материала больше не находится в центре внимания ученика, она вытесняется на уровень так называемого сознательного контроля. Иными словами, грамматический материал употребляется или понимается автоматизированно, а в случае затруднения ученики обращаются к правилу. Учителю нужно так сформулировать речевую задачу, чтобы подвести учащихся к необходимости употребления нужного грамматического материала.  Мотивация на этом этапе может быть полностью речевой, хотя учащийся не забывает, что он на занятии и пришел учиться, поэтому уместно говорить об учебно-речевой мотивации.

 Как показывает опыт, коммуникативный подход в обучении грамматике достаточно эффективен. Он способствует систематизации языкового материала, установлению связи между коммуникативными задачами и альтернативными средствами их решения, создает представление о функциональных связях между различными явлениями языковой среды. Выполняя речевые задания на основе аутентичных страноведческих текстов, учащиеся не только совершенствуют лингвистическую компетенцию, но и приобретают социо-культурные знания о стране изучаемого языка. Таким образом, реализуются основные принципы коммуникативной грамматики: ситуативность, функциональность и вариативность, а также  лингво-страноведческий подход к обучению.

Категория: Мои статьи | Добавил: zakholga (30.10.2011)
Просмотров: 4154 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Школьный ролик
Моя школа
Block title
Block content
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz