Основной целью обучения грамматике в
средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как
одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения,
письма. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым
барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и
социокультурной компетенции. Коммуникативный
подход предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуативной основе.
Это означает, что грамматические явления изучаются и усваиваются не как «формы»
и «структуры», а как средства выражения определенных мыслей, отношений,
коммуникативных намерений. Необходимо создавать условия для показа изучаемой
формы и конструкции как динамической единицы, играющей вполне определенную
функционально-коммуникативную роль в общении и выражении мысли. Такими
условиями являются речевые ситуации, типичные для употребления изучаемых
явлений в среде носителей языка. Таким образом, коммуникативный подход в
обучении грамматике предполагает создание новых типологий упражнений и заданий,
необходимых для реализации учебных действий. Языковые и речевые
подготовительные упражнения помогают овладевать «техникой иностранного языка»,
но такие действия снижают мотивацию учащихся. Поэтому необходима интеграция
таких упражнений с коммуникативными
заданиями в один урок. Также желательно их преобразование в проблемные и
творческие задания в виде кроссвордов, лото и т. д.
Однако такой подход не исключает этап
предкоммуникативной языковой практики, что позволяет учащимся осмыслить речевые
действия со стороны их формы, содержания и цели. Именно в ходе выполнения
учебных действий формируются три компетенции: языковая, речевая и
коммуникативная, обеспечивающие участие в реальном общении в рамках целей
обучения. Оптимальное соотношение времени на формирование языковой компетенции
– 20 -25%, речевой - 20 – 25%, коммуникативной
- 50 – 60% . Исходя из этого, можно определить следующие этапы формирования
грамматических навыков:
I.
Ознакомление.
1) подготовительный. (Показ, объяснение).
Например:
- Сравните употребление форм глагола
в следующих ситуациях и скажите, по какому принципу они противопоставлены.
- Найдите в тексте грамматические
явления, которые выражают будущие действия.
- Определите значение грамматической формы в
приведенных ситуациях.
2) элементарный. (Механические
упражнения в подстановке и имитации). Например:
- Скажите, что вы делали то же самое, если это
соответствует действительности.
- Заверьте собеседника, что он ошибается.
- Выразите уверенность, удивление по поводу
высказывания вашего товарища.
- Выучите стихотворение, песню.
- Составьте предложения с помощью таблицы.
- Составьте диалог по аналогии.
- Закончите предложения по образцу.
- Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
II. Тренировка.
3) совмещающий. (Некоммуникативные
тренировочные задания на трансформацию). Например:
- Замените выделенные слова.
- Расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня.
- Дайте начало следующих диалогов.
- Опровергните высказывания и дополните их.
- Измените ситуацию так, чтобы в ней можно было использовать другую
грамматическую форму.
- Выберите правильную форму глагола из нескольких предложенных.
- Измените время (залог, наклонение, лицо) глагола.
- Перескажите текст, употребляя указанные грамматические формы.
4) систематизирующий.
(Условно-речевые упражнения). Например:
- Прослушайте и скажите, почему это произошло.
- Заполните пропуски и выразите свое отношение к этому.
- Составьте диалог по
определенной функциональной схеме.
5) комбинирующий. ( Интерференция: проверка
готовности функционировать в новых условиях). Например:
- Выбери нужную грамматическую форму.
- Игровые упражнения.
III. Речевая
практика.
6) речевые упражнения. Например:
- Придумайте логическое завершение рассказа.
- Проведите экскурсию
- Возьмите интервью.
- Вы – оптимист,
(пессимист).
- Дайте рекомендации.
- Сделайте рекламу.
Наиболее важными являются четвертый, пятый и шестой этапы. Именно на
четвертом этапе начинается распределение внимания между формой и
содержанием. Ему следует уделять как можно
больше внимания, поскольку многие формальные упражнения учебника легко
переделать в «коммуникацию с подстраховкой», не усложняя языковых задач. Тем
самым интенсифицируется учебный процесс, не нарушая принципов доступности и
преемственности.
Специфика пятого этапа в намеренном создании
условий для интерференции и проверки готовности навыка функционировать в таких
условиях. Одна из типичных ошибок преподавателей – это несвоевременный переход
к заданиям пятого этапа, когда навык еще не прошел достаточную отработку на
четвертом этапе. Основа автоматизации навыка – преодоление изолированных
трудностей при наличии коммуникативных задач.
Шестой этап, принадлежащий к этапу речевой
практики, отличается от пятого прежде всего тем, что учебная задача
использования конкретного языкового материала больше не находится в центре
внимания ученика, она вытесняется на уровень так называемого сознательного
контроля. Иными словами, грамматический материал употребляется или понимается
автоматизированно, а в случае затруднения ученики обращаются к правилу. Учителю
нужно так сформулировать речевую задачу, чтобы подвести учащихся к
необходимости употребления нужного грамматического материала. Мотивация на этом этапе может быть полностью
речевой, хотя учащийся не забывает, что он на занятии и пришел учиться, поэтому
уместно говорить об учебно-речевой мотивации.
Как показывает опыт, коммуникативный подход в
обучении грамматике достаточно эффективен. Он способствует систематизации
языкового материала, установлению связи между коммуникативными задачами и
альтернативными средствами их решения, создает представление о функциональных
связях между различными явлениями языковой среды. Выполняя речевые задания на
основе аутентичных страноведческих текстов, учащиеся не только совершенствуют
лингвистическую компетенцию, но и приобретают социо-культурные знания о стране
изучаемого языка. Таким образом, реализуются основные принципы коммуникативной грамматики:
ситуативность, функциональность и вариативность, а также лингво-страноведческий подход к обучению.
|